Читальный зал
Аба Ковнер среди еврейских партизан и подпольщиков гетто 14 июля 1944 года (стоит в центре; фото Ильи Эренбурга)
|
100 лет еврейскому воину и поэту
04.10.2017 Пишу заранее: до юбилея еще целых полгода. Но определиться нужно уже сегодня.
Не ищите в литовской Википедии страницу легендарного литвака Абы Ковнера (лит. Aba Kovneris) – героя еврейского сопротивления гитлеровской оккупации в Литве, борца за независимость Израиля, известного поэта и писателя. Ее там нет. В ивритской и английской есть, в русской и польской есть, а в литовской – нет. Не заслужил. У каждого народа – свои герои.
14-го марта 2018 года Абе Ковнеру, Z»L*, исполняется 100 лет.
Очень надеюсь, что еврейская община Литвы не пройдет мимо этого знаменательного события.
Аба учился в гимназии «Тарбут», которая располагалась в здании по ул. Пилимо 4, в том самом здании, где сейчас располагается община. Так что повесить в фойе здания мемориальную доску с текстом на литовском, идише и английском сам Б-г велел.
Предвижу вопрос: «Почему в фойе, а не на фасаде здания?»
Мой ответ: «Не хочу, чтобы проблема мемориальной доски погрузилась в пучину «согласований».
* * *
23 сентября 2017 года на государственном радио Израиля «Решет бет» прозвучала часовая передача, посвященная 30-летию со дня смерти Абы Ковнера. Она началась и закончилась Гимном еврейских партизан – «Никогда не говори, что идешь в последний путь». Вел передачу известный журналист и историк Ицхак Ной, в ней приняли участие историк проф. Дина Порат, писатель Мики Цур и участник войны за независимость Израиля, судья в отставке Авраам бен Дор.
Линк передачи и перевод с иврита краткого содержания той ее части, в которой рассказывается о «геттовском» периоде жизни Абы, мне прислал доктор физико-математических наук из Тель-Авивского университета литвак Хона Гарб. Предлагаю вниманию читателей этот текст:
В конце 1941-го года Аба Ковнер вместе с 17-ю соратниками скрывался в женском Доминиканском монастыре, настоятельницей которого была мать Анна Борковска. В стенах этого монастыря Аба написал Манифест, обращенный к узникам Вильнюсского гетто. В нем он сформулировал два основных тезиса:
1. Гитлер планирует уничтожить всех евреев Европы, и Литва будет первым этапом этого дьявольского проекта.
Участники передачи подчеркивали, что Аба Ковнер был первым, кто сформулировал это обвинение в письменном виде. На Западе на тот момент никто не был готов поверить, что немцы стремятся уничтожить всех евреев лишь за то, что они относятся к другой нации.
2. Как естественное следствие первого тезиса Аба Ковнер призвал всех жителей гетто к борьбе с фашистами до последнего вздоха, до последней капли крови.
На момент написания Манифеста в Вильнюсском гетто из 60-ти тысяч евреев в живых оставалось не более 20-ти, остальные были уничтожены.
После написания Манифеста Аба Ковнер с соратниками принял решение вернуться в гетто и начать борьбу с фашистами. Настоятельница Анна Борковска и другие монахини уговаривали их остаться в относительно безопасном монастыре, но Аба и его соратники рвались в бой.
В ночь с 31-го декабря 1941-го на 1-го января 1942-го года Аба прочитал свой Манифест жителям гетто и призвал их не идти как овцы на заклание, а вступить в борьбу с фашистами. В середине января 1942-го года Анна Борковска пришла к воротам гетто и в разговоре с Абой просила взять ее с собой в отряд в гетто. Но Аба уговорил ее остаться в монастыре и помочь борцам в гетто оружием. Анне удалось достать и передать бойцам гетто несколько гранат и револьверов. В сентябре 1943-го монастырь был закрыт, мать Анна была арестована и сослана в лагерь вблизи Каунаса.
В 1984 году Яд Вашем признал Анну и шесть монахинь Доминиканского монастыря Праведниками Народов Мира. Медаль Анне вручил лично Аба Ковнер, специально прилетевший для этого в Варшаву:
После ареста Ицика Витенберга Аба Ковнер возглавил подполье Вильнюсского гетто. Под его руководством отряд из шестисот бойцов готовился к борьбе с фашистами. Поразительно, что такому молодому человеку (в 42-ом Абе исполнилось 24 года) удалось объединить вокруг себя существовавшие в гетто разные политические движения – от коммунистов до сионистов. Этот факт особо подчеркивали все участники передачи. Такого единства в еврейском антифашистском движении не было нигде, в том числе и в Варшавском гетто, где каждая партия имела свой боевой отряд. Даже во время восстания они не сумели координировать свои действия.
После подавления восстания в Вильнюсском гетто оставшиеся в живых бойцы по канализационным трубам ушли в Рудницкую пущу, где организовали партизанский отряд, успешно боровшийся с немецкими оккупантами до освобождения Литвы Красной Армией.
После окончания Второй мировой войны Аба Ковнер тайно переехал в Израиль, где участвовал в войне за независимость в составе легендарной дивизии Гивати.
К столетнему юбилею со дня рождения Абы Ковнера в Израиле планируется издание сборника избранных его произведений и проведение ряда других мероприятий.
Проф. Пинхос Фридберг, Вильнюс
-----------------
*Z»L (ивр) - Да будет благословенна память о нем.
Zichronа/Zichrono levracha – о женщине/мужчине
obzor.lt
Наверх
|