В среду, 15 января, состоялась встреча министра алии и абсорбции Софы Ландвер и главного сефардского раввина Израиля Ицхака Йосефа по вопросу, связанному с репатриацией субботников, проживающих на территории России и Украины.
Главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф дал «добро» и выразил удовлетворение намерением министра помочь этой группе людей приехать в Израиль и стать равноправными гражданами еврейского государства, сообщает сайт
NEWSru.co.il со ссылкой на
пресс-службу министерства.
Многие семьи субботников уже живут в Израиле – в том числе, в Бейт-Шемеше и Бней-Браке.
Раввин Ицхак Йосеф предложил начать подготовку других субботников к репатриации в Израиль в местах их сегодняшнего проживания – по той «модели», по которой проводится подготовка Бней-Менаше в Индии.
Было решено, что главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт и израильские раввины, которые смогут приехать в места проживания субботников, начнут процесс подготовки субботников к «гиюру». Раввин Йосеф также выразил готовность встретиться с раввином Михаэлем Фройндом, который стоит во главе организации «Шавей Исраэль» для того, чтобы последовать его опыту работы с общиной «Бней Менаше».
Министр алии и абсорбции Софа Ландвер по окончании встречи отметила: «Сегодня важный день в моей работе по решению вопроса о групповой репатриации субботников. Одной из целей министерства алии и абсорбции сегодня является интеграция групп репатриантов в Израиле с помощью продвижения проектов их коллективной («общинной») абсорбции. Геры-субботники – наиболее перспективная в этом смысле группа. Я уверена, что сегодняшняя встреча с главным сефардским раввином Израиля Ицхаком Йсефом – важнейший этап на пути положительного решения этого вопроса и начала реализации этого проекта. Далее вопрос о репатриации этой общины будет вынесен на рассмотрение правительством Израиля».
Справка
(Информация предоставлена министерством алии и абсорбции Израиля)
По мнению экспертов, до 90% субботников готовы репатриироваться немедленно, как только им будет предоставлена такая возможность.
Субботники – в основном, жители сельских населенных пунктов и горожане в первом поколении, заинтересованные в работе в агропромышленном комплексе. Почти все они имеют законченное среднее и/или профессиональное образование. Высока среди них (особенно среди молодежи и лиц среднего возраста) также и доля имеющих высшее образование, включая сельскохозяйственное, инженерно-техническое и строительное. Потому они могут быть идеальным ресурсом для создания коллективных сельскохозяйственных поселений или присоединения сплоченными группами к существующим поселкам.
Субботники являются потомками русскоязычного славянского населения европейской России, отколовшимися в XV-XVI веках от православия и к XVII веку окончательно принявшими иудаизм, преимущественно в его ашкеназском, и в некоторых случаях – караимском вариантах. Преследования субботников со стороны российских властей и православной церкви привели к тому, что к середине ХIХ века большинство из них переселилось в районы южного Поволжья, в Сибирь и на Северный Кавказ. В 20-х-30-х гг. ХХ века субботники массово участвовали в создании еврейских сельскохозяйственных поселений, включая еврейские колхозы в Крыму, южной Украине, и позднее, в районе Биробиджана.
Субботники участвовали в сионистском движении со времен первой и второй алии (например, субботниками были знаменитые семьи первых поселенцев Дубровины и Куракины). Довольно много субботников репатриировалось в Израиль в 70-е и 90-е гг. XX века, и, в основном, расселились в Бейт-Шемеше, Неве-Якове и коллективных поселках Иорданской долины (они, например, составляют большинство населения религиозного кибуца Эйтав). В Израиле субботники известны также как «ильинцы» – по имени села Ильинка Воронежской области, которое населяли субботники, и которые практически всей общиной репатриировались в Израиль в этот период.
Однако очень многие субботники не смогли последовать их примеру из-за неурегулированности их формального галахического статуса в глазах израильского религиозного истеблишмента. Так, например, этой возможности оказались лишены жители соседнего с Ильинкой села Высокое, лишь треть из которых смогли репатриироваться в 90-х гг. и начале 2000-х. Хотя степень соблюдения еврейской религиозно-культурной традиции (особенно старшим поколением, которое является в массе своей религиозным, а остальные, за редкими исключениями, являются «масоратим») существенно выше, чем среди остальных групп ашкеназского еврейского населения России, Украины, Прибалтики, Беларуси и Молдавии. В настоящий момент в районах Поволжья, Сибири и Северного Кавказа, а также в западных областях России (например, Тамбовской) и на Дальнем Востоке проживают, по разным оценкам, от 10 до 12 тысяч представителей общины.